Копытина Наталья
Четверг, 25.04.2024, 18:57
Приветствую Вас Гость | RSS
 Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить.
                                                                                               A. Дистервег
Главная ПубликацииРегистрацияВход
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Методы и приемы, направленные на развитие познавательного интереса учащихся к физике

(Выступление на Педагогических  чтениях "Автограф педагога" от 1 ноября 2017 года)

Проблема развития познавательной активности учащихся не нова, но по-прежнему актуальна. Являясь учителем физики, я замечаю тенденцию снижения интереса учащихся к предмету. Все согласны с тем, что физика – одна из самых интересных наук. В то же время во многих школьных учебниках изложено все, что следует по программе. Там обычно объясняется, какую пользу приносит физика и как важно ее изучать, но из них очень редко можно понять, почему заниматься физикой интересно.

Ученик способен сосредоточиться лишь на том, что ему интересно, нравится, поэтому задача учителя – помочь ученику преодолеть усталость, уныние, неудовлетворенность. Неудовлетворенность, не облагороженная разумом, может привести к агрессивности, мнительности, тревожности.

Сегодня не всем учащимся легко дается физика, поэтому необходимо воздействовать на чувства ребенка, на его потребностно-мотивационную сферу, чтобы вызвать стремление к самовоспитанию определенных качеств и свойств личности.

Расскажу о некоторых методах и приемах, направленных на развитие познавательного интереса учащихся к физике  и создание на моих уроках такой атмосферы, при которой они чувствуют необходимость учебных занятий, с интересом воспринимают новые знания.

  1. Для обучения решению физических задач применяю следующий метод. Сначала на примере достаточно простой задачи подробно, шаг за шагом описываются действия, которые необходимо совершить для ее решения. Каждое действие раскладывается на операции, выполняемые в определенной последовательности. Для действий и операций показываются образцы и возможные варианты их выполнения. В результате создается обобщенная схема применения физического метода решения определенного типа задач. Затем учащимся предлагается похожая задача, которую учащиеся решают самостоятельно, отвечая на вопросы, приведенные в тексте. Вопросы составляются в соответствии со схемой применения метода и требуют от ученика не только выполнения действия и операций, но и обоснования необходимости их выполнения. Решая следующие тренировочные задачи, школьник учится выполнять действия в измененных и постепенно усложняющихся условиях. При этом он по-прежнему отвечает на ряд последовательно поставленных вопросов.

2) Применение видеоматериалов, фотоматериалов, плакатов. Очень полезно развивать зрительную память, использовать различные формы выделения наиболее важного материала (подчеркнуть, обвести, записать более крупно, другим цветом).

3)  Не нужно забывать и о том, что отдых – это смена видов деятельности. Поэтому при планировании урока нужно не допускать однообразия работы. В норме должно быть 4–7 смен видов деятельности на уроке.

4)  При подборе учебного материала учитываю различные интеллектуальные склонности учащихся. Особое внимание уделяю актуализации интуитивного опыта детей: поощряются высказывания сомнений, убеждений, “опережающих” идей, эмоциональные оценки учебного материала.

5)   Эмоциональному изложению сложных физических понятий и законов значительно способствует поэзия. Для того чтобы ученики могли запомнить формулы, которые для нас кажутся очень простыми , на своих уроках я использую запоминалки формул.

Например,

  • Массу мы легко найдём,
    Умножив плотность на объём.

· «Бац!» -взмахнул кнутом пастух.
«Пора вставать!» - пропел петух
  Если слово «бац» запомнишь,
  Формулу объёма вспомнишь.       V=bac

· Не лезьте вводу глубоко,
В воде давленье велико.
Надавит сверху РО-ЖЕ-АШ

И вдруг концы свои отдашь.

 

  •  На закон Ома посмотри
    И силу тока ты найди
    Разделите напряжение

    На его сопротивление.

     

6)   Формирование умения восхищаться, сомневаться, удивляться. Делается это разными путями. Одним из них является демонстрационный эксперимент. Именно удивление заставляет самостоятельно искать истину, порождает желание убедиться в правоте своих предположений. Только человек, умеющий сомневаться и удивляться, может активно, творчески мыслить

7) Развитию творческих способностей учащихся с учетом их индивидуальности, воспитание у них самостоятельности и инициативы способствуют лабораторные работы по физике. Иногда лабораторную работу рекомендованную проводить в классе предлагаю сделать дома, что развивает творческую самостоятельность учащихся.

8) Важным аспектом развития творческих способностей школьников является решение  творческих заданий, которые могут выражаться:

  • в составлении кроссворда по теме, использовании его для контроля знаний других учащихся;
  • в сочинении сказки или стихотворения, о каком-либо физическом явлении;
  • в рисунке;
  • в составлении ребуса о каком-либо физическом явлении, физической величине;
  • Очень хорошо в канву урока вплетаются переменки-физкультминутки:

1.Игра с мячом.
Учитель, кидая мяч, задает ученику вопрос, отдавая мяч, обратно ученик отвечает. Например,

- В каких единицах измеряют массу?
- В килограммах.
-Каким прибором?
- Весами.
2.Величина – единица. Я называю величину – ученик как можно больше ее единиц измерения.

Например: путь- метр, см, км…
3. Название приборов. Нужно расположить названия предложенных городов так, чтобы из начальных букв составить название физического прибора. Затем объяснить, как он устроен и для чего применяется.

Например, Киев, Уфа, Звенигород, Рига, Новосибирск, Архангельск, Ереван. Москва

Ответ: мензурка – прибор для определения объёма жидкости.
4.Уберите лишнее слово. Например, Масса, объём, плотность, скорость.

9) Использую на уроках фрагменты из песен или сказок с описанием изученных природных явлений, которые создают у ребят положительный эмоциональный фон, так нужный для успеха учебной деятельности. Отбирая материал, стремлюсь к тому, чтобы отрывок был интересен как с точки зрения описываемых в нем житейских событий, так и с точки зрения физики.

К сожалению, мы часто забываем такую истину: мозг школьника устроен так, что знания довольно редко проникают в его глубину, чаще они остаются на поверхности и поэтому непрочны. Творческие задания дают возможность проявить себя любому из учащихся, при этом формы работы выбирает для себя сам ученик. Так, дети с математическими способностями чаще работают со схемами или таблицами, динамическими пособиями. Дети “гуманитарии” выбирают творческую работу со словом и цветом. Мощным “детонатором”, который помогает знаниям проникнуть внутрь и там “взорваться”, превратившись затем в убеждения, является интерес. Поэтому так важно искать средства, которые бы увлекли ученика предстоящей учебной работой.

В заключении хочу предложить ученику: в начале урока подумать о чем-нибудь приятном, затем об удовольствии, которое получит ученик и все его окружающие, если ему удастся ярко изложить учебный материал, какую радость от отличной оценки, полученной за ответ на уроке, он доставит родителям.… А учителю — просто улыбнуться, как делают это, когда предстоит что-то веселое, увлекательное.


ШАГИ В БУДУЩЕЕ

(По материалу, опубликованному в районной газете "Донские вести")

12 и 13 апреля стали особенными для учащихся Хлевенского лицея. Здесь состоялась ежегодная научно-практическая конференция среди ребят начальной, основной и старшей школы.

Одной из важнейших задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ученика. Познавательные способности активизируются и формируются в процессе практической деятельности, когда ребёнок не просто слушатель, а активный участник, когда он своим трудом добывает знания. Уже стало хорошей традицией, что лицеисты привлекаются к различной проектной деятельности, выполнению научно-исследовательских работ и выступлению с докладами на мероприятиях разного уровня. Использование активных форм обучения является основой развития познавательной компетентности школьника. Учитывая возрастающий интерес учащихся к проектной деятельности, лицей ежегодно проводит научно-практическую конференцию «К вершинам знаний».

Это мероприятие является конкурсом проектов учащихся. В основе метода проектов лежит идея продуктивности в обучении, предусматривающая завершение каждой работы «осязаемым» результатом, применимым в реальной практической деятельности или представляющим собой конкретное решение теоретической проблемы.

Научный форум вызвал интерес как у его участников, так и у слушателей, присутствующих в зале. Перед началом работы с приветственным словом выступил директор лицея Сергей Александрович Пожидаев. Он отметил, что конференция направлена на развитие творческого потенциала учащихся; выявление талантливых, одаренных детей и приобщению их к исследовательской, изобретательской, творческой деятельности в различных областях науки, культуры, техники. Она позволяет проявить научные интересы учащихся, способствует более глубокому пониманию школьной программы и осознанному выбору специальности в будущем.

Тематика конференции была многоплановой и раскрывалась в работе каждой из заявленных секций, которые формировались в соответствии с образовательными областями и учебными предметами. Четко и грамотно представили свои доклады «Химия эмоций» и «Неньютоновская жидкость» гостьи из лицея села Долгоруково, ученицы 10 класса Шаповалова Анастасия и Тишевских Анастасия. Их выступления были в числе первых и отличались выдержанностью всех предъявляемых к работе требований. Неподдельный интерес вызвал проект ученика 9 «А» класса Брежнева Кирилла. Результат его работы «Скамейка – трансформер» предстал пред взором участников и позволил всем помечтать о том, как приятно в вечернее время, сидя на скамейке, послушать пенье птиц, попить прохладительные напитки, почитать книгу, помечтать. Настоящим открытием этой конференции стало выступление Рябцевой Анастасии, учащейся 6 класса СОШ Елецкая Лозовка, рассказавшей о своих исследованиях исторического наследия и фольклора родного села.

После пленарной части, работа конференции продолжилась по секциям. Такие разделы как «Языки и культура», «История», «Технология и искусство», «Биология и экология», «Математика, физика, информатика» вместили в себя самые разнообразные проекты. Учащиеся 10 класса лицея Ямпольская София, Ларина Юлия и Кудаева Елена представили работу по физике на тему «Исследование реактивного движения и создание самодельной ракеты», посвятив её 55-ой годовщине полёта в космос Ю.А. Гагарина.

Все выступления учащихся как старшей, так и основной школы, сопровождались использованием технических средств, с которыми ребята «на ты». Научными руководителями докладчиков были учителя русского языка, истории, математики и информатики, физики и технологии, географии и химии.

Не менее интересно накануне прошла научно-практическая конференция в начальной школе. Многие ребята удивляли своим серьезным подходом к работе над проектом  и выступлению. Подготовиться им помогали не только учителя начальных классов, но и их родители.

Подводя итоги конференции, заместитель директора по учебно-воспитательной работе Наталья Валерьевна Полякова поздравила хлевенских исследователей с плодотворной и успешной работой и вручила Дипломы. Следующая ученическая научно-практическая конференция в нашем лицее состоится в 2017 году. Ждём новых участников. Успехов всем и новых достижений в науке и искусстве.

Н. КОПЫТИНА,
учитель физики лицея
с. Хлевное.

ФИЗИКУ МОЖНО ИЗУЧАТЬ НЕ ТОЛЬКО ЗА ПАРТОЙ

(По материалу, опубликованному в районной газете "Донские вести", 17.12.2015)
Недавно лицеисты побывали в Воронежском информационном центре по атомной энергии
Сегодня образование переживает зна-
чительные перемены. В последние годы
вступили в силу новые государственные
образовательные стандарты, которые
продолжают совершенствоваться.
Одной из важнейших задач современ-
ной школы является создание необходимых
и полноценных условий для личностного
развития каждого ребёнка, формирование
активной познавательной позиции каждого
учащегося в учебном процессе.
Примером этому в лицее села Хлев-
ное могут служить регулярные поездки
учащихся среднего и старшего звена в
рамках изучения физики вне урока в Во-
ронежский информационный центр по
атомной энергии.
Использование активных форм об-
учения является основой развития по-
знавательной компетентности школьника.
Познавательные способности ребёнка
формируются и развиваются в процессе его
практической деятельности, когда ребёнок
не просто слушатель, а активный участник,
когда он своим трудом добывает знания.
Одной из таких форм учебно-воспитатель-
ного процесса является внеклассная работа.
Она не только расширяет и углубляет
знания, полученные на уроке, но и позво-
ляет приобрести многие полезные навыки,
а, следовательно, приближает обучение к
использованию его результатов в жизни.
Можно сказать, что хлевенцам повезло.
Ближайший центр по атомной энергии
находится совсем рядом – в Воронеже.
До недавнего времени их было четыре на
всю страну.
Сегодня они расположены уже в 17
городах России. Сеть Информационных
центров по атомной энергии (ИЦАЭ) – это
уникальные коммуникативные площадки
для школьников, их родителей и педагогов.
Основные задачи центров – популяризация
науки, просвещение в сфере современных
технологий.
Наш лицей на протяжении нескольких
лет активно сотрудничает с Информацион-
ным центром, расположенным в Воронеже. В
последний раз в поездку вместе с классными
руководителями Еленой Анатольевной Ши-
ловой и Любовью Юрьевной Кузичкиной
отправились учащиеся 7 «а», 7 «б» и 9 «б»
классов. Юным физикам из Хлевного пред-
стояло узнать о традициях и инновациях
атомной отрасли, о радиоактивности в при-
роде и техногенном мире. Информационный
центр по атомной энергии использует для
обучения современные 3D-технологии, кото-
рые подразумевают полную интерактивность
всех участников и моделирование процессов
в реальном времени. После содержательной
лекции и экскурсии наших учащихся ждал
современный кинозал с панорамным экраном,
стереоскопической проекционной системой,
объёмным звуком и различными спец-
эффектами. В кинозале центра с помощью
мультимедийных программ, интерактивных
викторин и виртуальных экскурсий ученики
совершили увлекательное путешествие по
Солнечной системе. Занятие начиналось
со знакомства с нашей планетой и её спут-
ником – Луной. Хлевенские исследователи
смогли увидеть, как выглядит Земля из
космоса и что находится на обратной стороне
Луны, узнать о планетах-гигантах, а также
поучаствовать в нескольких викторинах.
Персональные мониторы и интерактивные
консоли помогали получать и закреплять
информацию в форме увлекательной игры.
Интерактивные викторины в программе
создавали незабываемое ощущение погру-
жения в захватывающий мир астрономии
и физики. Увиденное, услышанное и пере-
житое в этот день учениками не только
сформировало у них реальное представ-
ление о мире, но и помогло мотивировать
их на дальнейшее более глубокое изучение
науки о природе – физики.
Несомненно, что при всём многообра-
зии форм обучения внеклассная работа по
физике должна быть связана со школьной
программой, расширять и дополнять её.
Внеклассная работа – это одновременно
уникальная возможность и дифференциро-
ванного подхода к каждому ученику в рамках
школьных стандартов, и удовлетворение
личных интересов учащихся, и подготовка
их к осознанному выбору профессии.
Н. КОПЫТИНА,
учитель физики лицея
с. Хлевное.




"Современный урок в условиях ФГОС нового поколения"

Что бы ни твердили о компьютеризации и дистанционном образовании, учитель всегда будет капитаном в учебном  плавании и главным штурманом проводки «ученика-корабля» через все рифы. Как бы ни старались уравнивать учителя с учениками, он как был, так и остается главным действующим лицом на любом уроке. Потому, что он – всегда старше, за ним – знания, опыт понимания и применения этих знаний. Но все это – не облегчает, а осложняет его жизнь. Перед Учителем – живые, вечно меняющиеся, непредсказуемые ученики, от которых не всегда знаешь, чего ожидать.

Как для учеников, так и для Учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова.

Современный, – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный.

Что нового появляется в уроке при реализации

ФГОС нового поколения?

Современный урок должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных творческих наработок, как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного материала, технологии его подачи и тренинга.

Цель урока в современной школе должна отличаться конкретностью, с указанием средств ее достижения и ее переводом в конкретные дидактические задачи.

Моделируя урок, я придерживаюсь следующих правил:

  • Конкретно определить тему, цели, тип урока и его место в развороте учебной программы.
  • Отобрать учебный материал (определить его содержание, объем, установить связь с ранее изученным, систему управлений, дополнительный материал для дифференцированной работы и домашнее задание).
  • Выбрать наиболее эффективные методы и приемы обучения в данном классе, разнообразные виды деятельности учащихся и учителя на всех этапах урока.
  • Определить формы контроля за учебной деятельностью школьников.
  • Продумать оптимальный темп урока, то есть рассчитать время на каждый его этап.
  • Продумать форму подведения итогов урока.
  • Продумать содержание, объем и форму домашнего задания.

Современный урок строится на основе использования технических средств с применением как традиционных, так и инновационных педагогических технологий и методик, таких как:

  • Стремление учителя самостоятельно планировать уроки.
  • Знание принципов дидактики, их иерархии, взаимосвязей и отношений.
  • Точное и одновременно творческое выполнение программно-методических требований к уроку.
  • Знание типологии урока
  • Использование игровой формы, когда это служит лучшему выполнению образовательных целей урока.
  • Учет обученности, обучаемости, учебных и воспитательных возможностей учащихся.
  • Формулировка, кроме темы урока так называемого «имени урока».
  • Выделение в содержание материала объекта прочного усвоения и отработка на уроке именно этого.
  • Продумывание хотя бы для себя ценностных оснований выбора содержания и трактовки учебного материала на уроке.
  • Помощь детям в раскрытии личностного смысла изучаемого материала.
  • Опора на межпредметные связи с целью их использования для формирования у учащихся целостного представления о системе знаний.
  • Практическая направленность учебного процесса.
  • Включение в содержание урока упражнений творческого характера.
  • Выбор оптимального сочетания и соотношения методов обучения.
  • Работа по мотивации учебной деятельности - формирование мотивации познания.
  • Создание условий для проявления самостоятельности учащихся
  • Рациональное использование средств обучения (учебников, пособий, технических средств.
  • Дифференциация домашних заданий.
  • Знание и применение психосберегающих, здоровьесберегающих и здоровьеразвивающих технологий.
  • Имидж учителя.

 

Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС

Предмет изменений

Традиционная деятельность учителя

Деятельность учителя, работающего по ФГОС

Подготовка к уроку

Учитель пользуется жестко структурированным конспектом урока

Учитель пользуется сценарным планом урока, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приемов обучения

При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации

При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации, интернет-ресурсы, материалы коллег. Обменивается конспектами с коллегами

Основные этапы урока

Объяснение и закрепление учебного материала. Большое количество времени занимает речь учителя

Самостоятельная деятельность обучающихся (более половины времени урока)

Главная цель учителя на уроке

Успеть выполнить все, что запланировано

Организовать деятельность детей:

• по поиску и обработке информации;

• обобщению способов действия;

• постановке учебной задачи и т. д.

Формулирование заданий для обучающихся (определение деятельности детей)

Формулировки: решите, спишите, сравните, найдите, выпишите, выполните и т. д.

Формулировки: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д.

Форма урока

Преимущественно фронтальная

Преимущественно групповая и/или индивидуальная

Нестандартное ведение уроков

Учитель ведет урок в параллельном классе, урок ведут два педагога (совместно с учителями информатики, психологами), урок проходит с поддержкой тьютора или в присутствии родителей обучающихся

Взаимодействие с родителями обучающихся

Происходит в виде лекций, родители не включены в образовательный процесс

Информированность родителей обучающихся. Они имеют возможность участвовать в образовательном процессе. Общение учителя с родителями школьников может осуществляться при помощи Интернета

Образовательная среда

Создается учителем. Выставки работ обучающихся

Создается обучающимися (дети изготавливают учебный материал, проводят презентации). Зонирование классов.

Результаты обучения

Предметные результаты

Не только предметные результаты, но и личностные, метапредметные

Нет портфолио обучающегося

Создание портфолио ученика

Основная оценка – оценка учителя

Ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки

Важны положительные оценки учеников по итогам контрольных работ

Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения

 
 


«Использование технологических карт как основа современного урока» 

Для полноценного и эффективного использования технологических карт необходимо знать ряд принципов и положений, которые помогут нам работать с ней.

Технологическая карта — это вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС.

Обучение с использованием технологической карты мне позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий).

Технологическая карта также позволяет увидеть учебный материал целостно и системно, проектировать образовательный процесс по освоению темы с учётом цели освоения курса, гибко использовать эффективные приёмы и формы работы с детьми на уроке, согласовать действия учителя и учащихся, организовать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения.

При самоанализе урока учитель нередко просто начинает пересказывать его ход и затрудняется в обосновании выбора содержания, используемых методов и организационных форм обучения.

Форма записи урока в виде технологической карты дает возможность максимально детализировать его еще на стадии подготовки, оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранных содержания, методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока. Следующий шаг – оценка каждого этапа, правильности отбора содержания, адекватности применяемых методов и форм работы в их совокупности.

С помощью технологической карты можно провести не только системный, но и аспектный анализ урока (прослеживая карту по вертикали).

Например:

  • реализацию учителем целей урока;
  • использование развивающих методов, способов активизации познавательной деятельности обучающихся;
  • осуществление оценивания и контроля.

Опыт показывает, что на первых порах педагогу сложно создать технологическую карту урока (ее можно рассматривать как мини-проект учителя).

Наибольшие затруднения у меня вызывала декомпозиция целей урока на задачи этапов, конкретизация содержания этапов своей деятельности и деятельности обучающихся на каждом этапе.

В помощь учителям нашего лицея  предлагаю используемые мною в работе возможные формулировки деятельности.

 

Формулировки деятельности учителя и обучающихся

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

  • Проверяет готовность обучающихся к уроку.
  • Озвучивает тему и цель урока.
  • Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока.
  • Выдвигает проблему.
  • Создает эмоциональный настрой на…
  • Формулирует задание…
  • Напоминает обучающимся, как…
  • Предлагает индивидуальные задания.
  • Проводит параллель с ранее изученным материалом.
  • Обеспечивает мотивацию выполнения…
  • Контролирует выполнение работы.
  • Осуществляет:
  • индивидуальный контроль;
  • выборочный контроль.
  • Побуждает к высказыванию своего мнения.
  • Отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке.
  • Диктует.
  • Дает:
  • комментарий к домашнему заданию;
  • задание на поиск в тексте особенностей...
  • Организует:
  • взаимопроверку;
  • коллективную проверку;
  • проверку выполнения упражнения;
  • беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний;
  • оценочные высказывания обучающихся;
  • обсуждение способов решения;
  • поисковую работу обучающихся (постановка цели и план действий);
  • самостоятельную работу с учебником;
  • беседу, связывая результаты урока с его целями.
  • Подводит обучающихся к выводу о…
  • Наводящими вопросами помогает выявить причинно-следственные связи в…
  • Обеспечивает положительную реакцию детей на творчество одноклассников.
  • Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке
  • Записывают слова, предложения.
  • Делят понятия  на группы.
  • Выполняют задания  в тетради.
  • По очереди комментируют…
  • Обосновывают выбор решения…
  • Приводят примеры.
  • Пишут под диктовку определение.
  • Проговаривают по цепочке.
  • Выделяют (находят, подчеркивают, комментируют) ....
  • Составляют схемы решения задачи.
  • Отвечают на вопросы учителя.
  • Выполняют задания по карточкам.
  • Называют правило (закон или теорему), на которое опирались при выполнении задания.
  • Читают и запоминают правило (закон, теорему), проговаривают его друг другу вслух.
  • Озвучивают понятие…
  • Выявляют закономерность…
  • Анализируют…
  • Определяют причины…
  • Формулируют выводы наблюдений.
  • Объясняют свой выбор.
  • Высказывают свои предположения в паре.
  • Сравнивают&helli
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

  • УОиН Липецкой области
  • Отдел образования Хлевенского района

  • Друзья сайта
  • Сайт MБОУ лицея с. Хлевное
  • Сайт ДЮСШ с. Хлевное
  • Copyright Копытина Н.А. © 2024
    uCoz